Обучаемся сами -Музыка 8 класс

Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Тогда вперед!

1 Урок

Интерактивные уроки

пройди по ссылке урок ,запиши в тетрадь тему урока,ключевые слова,композиторов,чья музыка звучала и выполни задания.

2 Урок

Тема нашего урока: Как мы понимаем современность.(запишите в тетрадь)

Что такое «современность» в музыке?
Обратимся к учебнику (стр 119 - 120) и сформулируйте определение,запишите в тетрадь.
Современность – это ...
В чем заключается неповторимость характера её?
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
«Пасифик 231» - пьеса для симфонического оркестра.

Артур Онеггер -

французский композитор
1892-1955 г.г.
Запишите в тетрадь
Артур Онеггер - выдающийся прогрессивный французский композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции современного искусства.
Убеждённый антифашист, он был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления. Онеггер - художник-мыслитель, которого· волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый, он запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями ХХ века в области средств выразительности и в то же время доступный массовой аудитории.
Воспользовавшись учебником выпиши что называли - Пасифик 231
В 1923 году, будучи активным членом «Шестерки», содружества молодых французских музыкантов, ищущих новые музыкальное пути, Онеггер решил воплотить в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство. Пристрастие к урбанизму было для «Шестерки» общим. Не случайно Мийо, например, создает произведение с эпатирующим названием «Каталог сельскохозяйственных машин». В одном из своих интервью Онеггер рассказал: «Я всегда любил локомотивы; для меня они живые существа, и я их люблю, как другие любят женщин или лошадей.
«Я не стремился подражать шумам локомотива, - говорил Онеггер, - но хотел передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением в чисто музыкальном построении... Оно исходит из объективного восприятия: неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и прогрессивное его ускорение». Композитор писал также: «...я преследовал в «Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных контрапунктами в духе И. С. Баха».
PACIFIC 231 HONEGGER

Обработка видео...

Послушайте фрагмент.

задание (письменно):
1. Какие инструменты входят в состав орестра,исполняющие произведение?
2.Что воссоздаёт композитор в этой музыке?
3. Какие средства музыкальной выразительности использует он для создания образа?
4.Как развивается музыка?
Вывод:
Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Долгие аккорды струнных divisi, непрерывное звучание тарелки, которая тремолирует под колотушкой от литавры, отдельные звуки валторн, словно паровозные гудки — таково медленное начало пьесы. Постепенно ускоряется движение за счет все большего укорочения длительностей, господствуют непрерывный четкий ритм, жесткие гармонические созвучия. Простые короткие мелодии подхватывают одна другую, образуя протяженную тему, звучащую как бы над потоком наслоенных друг на друга различных оркестровых линий. При помощи изощренного мастерства, оркестрового и контрапунктического, достигается огромное нарастание. В коде бег постепенно замедляется, мощные аккорды останавливают движение.
    Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов...
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме.
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.
Выполни задание (письменно)
1.Приведи примеры других видов искусва(воспользуйся учебником стр 122)
2.Какую тему затрагивают в своих произвндениях авторы?
3.Что по-вашему, в большей степени определяет характер пьесы А. Онеггера «Пасифик 231» - индустриальная идея или идея художественная? Аргументируйте свой ответ.
4.Что послужило прообразом для создания "Пасифик231"? (история создания произведения- кратко)
5.Как вы воспринимаете метафоры и сравнения, представленные в стихотворении М. Герасимова «Песнь о железе», - органично и естественно; как дань времени; как надуманное преувеличение? Почему?
6. Как вы сами считаете, чем отличается наша современность от предшествующих времён? В чём её объективные преимущества и недостатки? (При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства).

Урок 3 тема : Диалог Запада и Востока

Просмотрите видеоурок ( проектная работа Добриновой Виктории и Карамзиной Марии) оформите конспект и ответьте письменно на вопросы в видео.
§24. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

Обработка видео...

 



Тесты и проверочные работы