Обучаемся сами - Музыка 7 класс


Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Тогда вперед!

1 Урок

Тема нашего урока: Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки.
Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка и чем она отличается от других видов? Такой вопрос наверняка возникнет у тех, кто впервые открывает для себя мир искусства. Прежде всего стоит отметить, что этот вид существенно отличается от симфонической, театральной или концертной музыки. Дело в том, что камерная изначально была написала лишь для исполнения в маленьких помещениях, комнатах, то есть была только для домашнего музицирования.
Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке? (запишите в тетрадь определение и жары)
А. Швейцер писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает в изображенном».
- Давайте рассмотрим репродукции картин в учебнике на страницах 92-93.
-Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре этих картин?
-Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на гравюрах?
Сегодня мы познакомимся с жаром камерной инструментаьной музыки - этюд.
Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
С первых месяцев овладения инструментом музыканты начинают играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходят к более сложным.Они развивают технику музыканта. Каждый этюд посвящён освоению какого-то технического приёма: игра октавами, трели, терции.
Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение»
Изучением технических приёмов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим занимаются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто оказываются не просто упражнениями для выработки какого-либо приёма, а подлинными произведениями искусства. Их выставляют в музеях, ими восхищаются.
В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах.Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена. Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием
Сегодня мы с вами познакомимся с двумя этюдами двух самых знаменитых композиторов Фредерика Шопена и Ференца Листа

Фредерик Шопен

1810-1849г.

великий польский композитор эпохи романтизма

Шопен в любой из наших дней

Легко вальсирует над бездной
И гордо властвует над ней…
(Л. Озеров)


У  Шопена (нажав на фамилию,вы можете по ссылке познакомиться с биографией композитора)  этюд перестал быть упражнением.
Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьёзные и выразительные произведения наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.
Его сочинения в этом жанре наряду с сочинениями Ференца Листа открыли новую, романтическую эру в истории фортепианного этюда и фортепианной виртуозности вообще. Всего в наследии Шопена - 27 этюдов, две тетради по 12 номеров в каждой (ор. 10 и ор. 25), и ещё три отдельные пьесы. 
Судьба Ф. Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор отправляется с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг.
«…Нет у меня сил, - писал он, - назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
И всё же двадцатилетний композитор покидает Польшу. На прощальном вечере, устроенном друзьям, Ф. Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землёй, который он хранил в знак верности своей Родине.
Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину. Однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством.
«Я проклинаю час своего отъезда… - пишет в письмах композитор. – Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой бушую на фортепиано».
Своё горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события (в 1831 г.) появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд № 12, названный «Революционный», и Прелюдия № 24.
Этюд № 12 (Revolutionary – «Революционный»). С огромной художественной силой отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его Родине. На фоне грозных волнообразных - «вихревых» - пассажей слышатся страстные возгласы - словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою.
Когда они стихают, краткая до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев.
В последний же момент по всей клавиатуре вновь проносится пассажный «шквал» - как порыв непримиримых мятежных чувств. По своему страстному эмоциональному накалу «Революционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты «Аппассионата»
Под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Ф.Шопен создает свой самый известный этюд – «Этюд №12» («Революционный этюд»).
Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из них были даны названия.
Послушайте и определите основную мысль этого произведения.
-Почему его назвали революционным?
-Какие качества характера человека предполагает революционное выступление?
-Как это показал в музыке композитор?
Революционный этюд из фильма "Шопен. Желание любви"

Обработка видео...


Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «этюд» -  был венгерский композитор Ференц Лист.
Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Ференц Лист

1811- 1886г.

— композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.




Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности.
«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне.
Слушаем внимательно произведение (ответы запиши в тетрадь)
-Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Метель»?
-В какой форме написано это сочинение?
-Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
Лист "Метель"

Обработка видео...

Вопросы и задания

Ответы на вопросы запиши в тетрадь.
1.Что общего между двумя этими произведениями?
2. Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?
3.Дай определение музыкального направления - Романтизм .
4.Воспользовавшись материалом урока выпиши 2-3 интересных факта о творчестве Шопена.
Подведем итог
Фредерик Шопен и ФеренцЛист – композиторы романтики. Новаторство композиторов проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.
Посмотри видеоматериал:
Михаил Казиник: Эффект Шопена (2008-07-18)

Обработка видео...

Интересные факты

  • В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
  • Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.
  • Шопен считал, что для грамотного исполнения его произведений пианист должен обязательно освоить определенные произведения. В их числе значились этюды Клементи.
  • Многие пианисты зачастую неправильно исполняют этюд №10 op.25. По задумке Шопена, в нем должно звучать певучее легато октав, а не «листовское выколачивание».
  • Р. Шуман не очень лестно отзывался о 25-м опусе этюдов. Он считал, что этот цикл по своему достоинству значительно уступает первому.
  • Русские композиторы делали переложения шопеновских этюдов для разных составов. М. Балакирев переработал этюд №7 op.25 для струнного квартета, а А. Глазунов - этюды № 6 ор.10 и № 7 ор. 25 для виолончели и фортепиано.
  • По признанию С. Рихтера, первый этюд Шопена был для него самым непростым из всего цикла. Он всегда звучал у него по-разному.
  • Американскому пианисту-виртуозу Л. Годовскому шопеновские этюды казались очень простыми для исполнения, и поэтому он решил сделать на них свои транскрипции. Ему принадлежит 53 обработки, которые стали эталоном фортепианного мастерства и комбинаторики. В их числе – транскрипции для одной левой руки и несколько «комбинированных» обработок, сочетающих в себе по 2 и 3 этюда великого поляка.
  • Последний концерт Шопена состоялся в Лондоне 16 ноября 1848 года, где композитор в последний раз исполнил несколько своих этюдов. На тот момент он уже был сильно болен, и изнуряющий кашель практически не отпускал его.
  • Некоторые исследователи творчества композитора предполагают, что он намеревался расположить свои 24 этюда попарно, по тональностям, как позже сделал в своих прелюдиях. Однако от этой идеи ему пришлось отказаться, поскольку сочинял он их не по порядку.
  • Существует предположение, что этюд №12 op.25 был написал одновременно с «Революционным» как отклик на падение Варшавы. Но некоторые музыковеды эту версию опровергают, мотивируя тем, что в его музыкальной ткани отсутствуют типичные для «гражданских» произведений Шопена интонации.
  • Немецкий музыкальный критик и драматург Л. Рельштаб (который дал название «Лунной» сонате Бетховена) очень нелестно отзывался о 10-м опусе этюдов Шопена. Он считал, что эти сочинения предназначены для людей с кривыми пальцами – по его словам, играя их, они могли бы вылечить свой недуг.
  • Не нравились «монотонные» шопеновские этюды и польскому композитору Ф. Мирецкому. Он часто выражал сожаление, что ноты в них черные, а не цветные, иначе он бы использовал их в качестве обоев.


2 Урок.

Тема нашего урока:

Циклические формы инструментальной музыки.(учебник стр 98-101)

Альфред Шнитке

Запиши в тетради :

1.Определение:

Циклическая форма музыки-музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла.

2.Ответь на вопрос:

Какие жанры инструментальной музыки относятся к циклическим формам музыки.

Найди и запиши определение Что такое сюита.

Основной материал

Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»
Альфред Шнитке. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно не только в нашем отечестве, но и далеко за его пределами. Новаторские сочинения маэстро поначалу оценивались весьма неоднозначно, однако впоследствии они заняли достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Непрерывно экспериментируя в самых разных жанрах, Шнитке выработал свой особый неподражаемый стиль, однако среди богатого творческого наследия мастера есть одно своеобразное творение, непохожее на все остальные. Оно называется «Сюита в старинном стиле» - произведение талантливо стилизованное современным советским композитором под музыку сочинителей эпохи барокко.
История
История создания «Сюиты в старинном стиле» берёт своё начало в 1965 году. К тому времени, после окончания Московской консерватории и аспирантуры по классу композиции, тридцатиоднолетний Альфред Шнитке, уже четыре года работавший в родной Альма-матер, был автором немногочисленных, но весьма разножанровых произведений. Победа в Великой Отечественной войне и совершенно грандиозное событие: первый полет человека в космос, вызывали такой народный патриотический подъём, что он не мог не вылиться в искусстве. Среди ранних сочинений Шнитке были произведения с такими названиями, как «Песни войны и мира» и «Поэма о космосе». Необходимо отметить, что наступившая в эти годы хрущевская «оттепель» внесла свои коррективы в жизненные реалии и, соответственно, в искусство. Альфред, не остававшийся в стороне от таких существенных общественных изменений, да к тому же постоянно находящийся в поиске своего собственного пути сочинения музыкальных произведений, встал на тропу истинных «шестидесятников».

                                   Альфред                                                   Шнитке
Помимо данных изысканий, ещё одним не менее важным направлением композиторской деятельности Шнитке, в тот трудный для него период становления, стало сочинение музыки для кинофильмов. Эта работа, к которой он относился весьма ответственно, не только помогала ему зарабатывать на жизнь, но и была своего рода творческой лабораторией. В ней композитор мог экспериментировать и выражать свою философию, а затем применять результаты своих наработок в более масштабных композициях.
Дебют в кинематографии у Альфреда состоялся в 1962 году в фильме «Вступление», снятого по произведениям Веры Пановой, затем была культовая кинолента «Вызываем огонь на себя», а за ней «Похождения зубного врача». Именно с этого фильма  началась история создания вышеупомянутой «Сюиты в старинном стиле»
.В 1965 году режиссёр Элем Климов пригласил Шнитке поработать над его фильмом - «Похождение зубного врача». Композитор, с удовольствием откликнувшийся на это предложение, в музыкальный материал киноленты вставил три своеобразные композиции, которые не только были оркестрованы в стиле XVIII века, но и записаны склавесином.
Прослушай видеоматериал
Михаил Казиник. 38. Альфред Шнитке: "Сюита в старинном стиле".

Обработка видео...

Интересные факты

  • Впоследствии Альфред Шнитке составил список, в котором все свои произведения пометил разными цветами: чёрным, серым и белым. Чёрным он подчеркнул сочинения, которые сам же не воспринимал. В такой печальный перечень попали почти все ранние произведения композитора. Исключение составил Концерт № 1 для скрипки с оркестром, написанный в 1957 году, ещё во время учёбы в консерватории.
  • Полистилистикой называют технику музыкальной композиции, соединяющую разные стили, начиная со времён Баха и до современнейшей додекафонии, изобретённой австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом в двадцатые годы прошлого века.
  • Концепцию полистилистики, иногда именуемой стилистическим калейдоскопом, Шнитке начал разрабатывать во время сочинения музыки к мультипликационной ленте «Стеклянная гармоника» режиссёра-мультипликатора Андрея Хржановского. В фильме плавными переходами была представлена целая галерея картин художников от эпохи Ренессанса и до современности, которые музыкально проиллюстрировал Шнитке.
  • Музыку Альфреда Шнитке сегодня можно услышать почти в восьмидесяти художественных, документальных и мультипликационных фильмах, среди которых такие киношедевры, как «Агония», «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал», «Горячий снег», «Былое и думы», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Маленькие трагедии», «Фантазии Фарятьева», «Экипаж», «Сказка странствий», «Отец Сергий», «Рикки-Тикки-Тави», «Мёртвые души».
  • «Сюиту в старинном стиле» сам Шнитке считал настолько откровенной стилизацией, что поначалу даже не желал ставить на ней своё имя. И даже после того, как произведение приобрело большую известность, а автора после успешного исполнения цикла вызывали на сцену, он никогда не выходил.
  • Популярность «Сюиты в старинном стиле» в нынешнее время настолько велика, что её переложения сделаны для виолончели и фортепиано, флейты и фортепиано, виолы д'амур, клавесина и ударных, альта и камерного оркестра, трубы и фортепиано, скрипки и аккордеона. При этом стоит отметить, что данный цикл всегда вставляют в программы концертов, посвящённых творчеству композитора.
  • Альфред Шнитке сотрудничал с такими выдающимися кинорежиссёрами, как Лариса Шепитько, Александр Аскольдов, Александр Митта, Михаил Ромм, Элем Климов, Сергей Колосов, Михаил Швейцер.

ТОП 11 интересных фактов: А.ШНИТКЕ | Best of Alfred Schnittke | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Обработка видео...

Домашнее задание (письменно)

1.Запиши в тетрадь особенности музыальных образов каждой из её частей.
2.Какой инструмент выступает в роли солиста, а какой в аккомпонирует
3. Как строится диалог солирующего инструмента и аккомпонирующего инструмента.
4.Найди в учебнике стилевые особенности в музыке композитора.
5.Выпиши любой интересный факт из творчества композитора.
6. Подготовь сообщение о творчестве композитора.


3.Урок Соната(учебник стр.102-103)

Запиши в тетрадь
Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки.
В 17 веке он приобрёл современное значение - многочастное циклическое произведение,состоящее из трёх илли четырёх частей,предназначенное для одного или двух инструментов.
Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать?
Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но.
Вот например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты.
У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но.
У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но.
У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но.

Людвиг Бетховен Вольфганг Амадей Моцарт Фридерик Шопен Сергей Прокофьев

Музыкальный жанр соната можно сравнить с литературным жанром повестью или романом? Почему?
-Потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Мы подошли с вами к такому понятию, как сонатная форма. Как вы это понимаете? Чтобы расширить ваши знания, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 102 , найти и записать, из каких разделов состоит сонатная форма.
Сонатная форма:
I часть – Экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую.
II часть – Разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются.
III часть – Реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями.
I V часть- Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Какой мы можем сделать вывод?
Сонатная форма - это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
- Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал знакомый вам композитор- немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе. Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий.«Патетическая соната» Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни композитора.
Название сонаты " Патетическая" (соната №8).
Найдите в тексте учебника, что означает слово "патетическая" и кто придумал так назвать произведение и запишите себе в тетрадь (стр.104).
-История создания
Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому.
Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами.
Мало кому известно, но Людвиг ван Бетховен всерьез увлекался философскими учениями современных для него мыслителей. Свое название соната получила именно от автора, что было достаточно редко, так как Бетховен не особо часто старался создавать программные сочинения. Композитор отсылает нас к термину «Патетика», который впервые был употреблен известнейшим философом Фридрихом Шиллером. Патетика означает силу трагедии, страсть к торжеству справедливости, а также стремление к концепции преодоления. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в «Патетической сонате».
Людвиг Ван Бетховен Князь Лихновский
Впервые соната была опубликована в 1799 году. Это была настоящая премьера для общества. Не каждый человек мог понять настоящего новаторского языка, поэтому разгорелся нешуточный спор между догматичными людьми, желавшими сохранить старое и между новаторами, которые хотят идти вперед и не боятся нового и интересного. Прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало столь бурного обсуждения. Бетховен же спокойно отнесся к реакции общества, он привык к тому, что его музыка вызывает у людей неоднозначные чувства.
Вена во времена Бетховена


В произведении остро противопоставлены два мира: а именно мир грез и мечтаний героя и мир реальный, имеющий начало злого рока. На протяжении всего произведения судьба вторгается в мир героя, окрашивая его в темные тона. В соответствии с частями можно выделить концептуальные идеи автора по поводу развития сюжетной линии сонаты.
Ромен Роллан подчеркивал, что в основе произведения лежит именно театрализованная драма. Так он предполагал, что композиция строится именно по средствам драматургии, в том числе с использованием стандартной схемы:
  1. Экспозиция главных героев (судьбы, как назначение рока, и борьбы человека). Лейтмотив судьбы звучит уже в первых тактах. Впервые вступление становилось темой, которая пронизывала сочинение от начала до конца.
  2. Завязка конфликта происходит в первых тактах произведения.
  3. Кульминация. Достижение высшей драматической точки произведения.
  4. Развязка в коде третей части. Человек победил злой рок.

Задание

Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!
1 Во время звучания первой части "Патетической сонаты" вы попробуете определить, сколько музыкальных образов здесь представлено. И чтобы вам было легче справиться с этим заданием, представьте эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей будет участвовать в разговоре? По ходу слушания вы делаете записи в тетрадях.
2 В каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления?
3. Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки?
4. Каким предстаёт в этой музыке человек? Какие чувства и мысли выражает музыка?
5. Какую мысль в целом утверждает композитор?
Послушай видеоматериал:
Бетховен. Соната № 8 («Патетическая») до минор. Александр Лубянцев

Обработка видео...

Итог

Концепция произведения четко описывает философию выбора: каждый человек самостоятельно творит судьбу. Все зависит от выбора: опустить руки или бороться, стать сильнее и храбрее или просто влачить жалкое существование. Всего одно решение может кардинально изменить жизнь. Главное не плыть по течению, довольствуясь малым, а пытаться схватить судьбу за глотку, не дав ей разрушить мир идеального. Фатум и рок – это лишь последствия выбора, поэтому мы можем творить наш путь собственными руками и мыслями. Соната доказывает это, ведь человек способен на многое, главное иметь веру в силы, и не поддаваться унынию.

Интересные факты:

  • Именно, глухота побудила Бетховена на сочинение многих из произведений, имеющих драматичную или даже трагедийную концепцию. Первые признаки потери слуха были замечены в 1797 году. К моменту написания Восьмой сонаты он уже плохо слышал. Стоит отметить, что к появлению данного недуга привела привычка Людвига перед очередным сочинением произведений опускать голову в ледяную воду.
  • Вдохновленный музыкой Бетховена драматург Микола Кулиш в 1929 году сочинил одну из самых провокационных пьес в истории коммунистического СССР, которая называется «Патетическая соната». Примечательно, что она имеет мало общего с сюжетом произведения, так как героями становятся обычные советские люди, но музыка сопровождает спектакль от начала до конца, наполняя его эмоциональной окраской.
  • Впервые услышав Восьмую сонату Бетховена, Гайдн, будучи бывшим учителем Людвига, сказал, что у него появилось чувство, будто композитор имеет несколько голов вместо одной, несколько горячих сердец вместо одного и несколько душ вместо одной! Его до глубины души поражает воображение и фантазия автора. Потом Гайдн помолчал и добавил, что в его музыке всегда можно найти что-то непреодолимо мрачное и угрюмое, такое, что по-настоящему выражает стиль композитора.
  • Соната является по-настоящему революционным произведением, так, после первого исполнения композиции, слушатели разделились на два лагеря. Одни говорили, что это новаторство, которое заслуживает поощрения автора, другие же полагали, что нельзя выставлять напоказ чувства, и считали сочинение вульгарным и недостойным. К счастью, поклонников творчества Бетховена было больше чем ненавистников.
  • Отражение многих музыкальных впечатлений композитора можно найти в данной сонате. Например, театральность произведения является откликом восхищения от услышанной оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Героический стиль, минорный лад, грандиозный масштаб и диалогичность – вот, что доказывает родственность и близость с оперным жанром, а именно с произведением Глюка. Нередко борьбу человека с судьбой сравнивают со столкновением между Орфеем и фуриями.
  • Знаменитый пианист Игнац Мошелес в возрасте 10 лет разучил на память нотный текст произведения и исполнял его перед самой разнообразной публикой. По его рассказу, всегда находились люди, которые либо были безмерно восхищены новаторством, либо те, кто скучал, не понимая красоты музыкально-выразительных средств, используемых автором. Примечательно, что ноты маленький пианист не мог приобрести за неимением средств, поэтому переписал их ночью, пока никто не видел. Все было бы хорошо, если бы однажды он не проболтался о своем «героическом» поступке учителю. Тот был в бешенстве и выгнал его из учебного заведения. Но все к лучшему, ведь мальчик попал на обучение к Бетховену.
  • В консерваториях Вены запрещали играть данное произведение, так как единственными по-настоящему ценными композиторами, полезными для изучения, там считались Бах, Моцарт и Клементи.
  • Автор верил в то, что сможет преодолеть все невзгоды, уготовленные ему судьбой, что когда-нибудь он вновь сможет слышать музыку. Возможно, поэтому финал носит столь оптимистичный характер. В дальнейшем тема судьбы станет непреодолимой болью композитора.

Урок 4

Тема Ленинградская Симфония Д Шостаковича.

Открытый урок Д.Д.Шостакович 7 -ая симфония (нарезка)

Обработка видео...

Пройди интерактивный урок ,сделай конспект и пройди тест.


Проверочые работы.