Обучаемся сами - Музыка 5 класс

Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Тогда вперёд!

1 Урок

Посмотри видеоурок.

1. Запиши тему урока.
2. Выпиши определения.
3. О каком композиторе идет речь.
4. Как называетс произведение.
5. Ответь письменно на вопросы по ходу урока.
Видеоуроки
Урок музыки в 5 классе. Тема урока: Полифония в музыке и живописи

Обработка видео...

Домашнее задание

1. Выучить определения.
2. Подготовить 5 интересных фактов из творчества И.С.Баха.
 
Интерактивные уроки                ­­  2 Урок Застывшая музыка 
нажми на ссылку Запиши тему урока в тетрадь.О каких композиторах идет речь,назови произведения.Запиши определения,музыкальные термины.
Ответь на вопрос: что сравнивали с зстывшей музыкой и почему( обратись к учебнику)


3 Урок.
Тема: Музыка на мольберте.-Запишите в тетрадь
Композитор - художник .
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.
Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»
                                                 (М.  Чюрлёнис).

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.
Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам.
Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности.
В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли - юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях.
В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках.
В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе.


Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.
Рафаэлли, Жан-Франсуа (Париж 1850-1924) – Странствующие музыканты

И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда царицей искусств была именно живопись, в некоторых картинах, изображающих музицирование, они старались подсказать зрителю, что же исполняется героями их сюжетов.
    Говоря о музыкальности произведений изобразительного искусства, нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно - М. Чюрлёниса. Зная музыкальное искусство «изнутри», будучи автором значительных музыкальных произведений, Чюрлёнис глубоко чувствовал природу обоих искусств, их возможные «точки пересечения», из которых могли бы зародиться новые художественные открытия.
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты...»
                                         (М. Чюрленис) Запишите в тетрадь

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

(10 (22) сентября 1875 г. – 28 марта (10 апреля) 1911 г.), литовский художник и композитор.

Композитор был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.
И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем.  А художником-музыкантом.
Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой - около трёхсот живописных композиций. И каждая - это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.
Красота мира, увиденного М. Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны», «Знаки Зодиака», «Короли. Сказка» - и музыкальных произведениях: фортепианных прелюдиях, симфонических поэмах «Море», «В лесу», сочинениях для хора.
Многие его работы - яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина "Фуга" - яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.
Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.
Задание: Послушайте Фугу И.С.Баха и сравните её с картиной М.Чюрлениса" Фуга" -название Запишите в тетрадь
Найди и запиши определение - Фуга

Бах - Фуга.mp3

Размер файла: 13.73 мб

Перейти

Вопросы: (письменно)
1.Что в них общего?
2.Какие осоенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыкеу
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается - «Соната моря».--Запишите в тетрадь
Сонатой музыканты называют сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже - на три) части. - Запишите в тетрадь
Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами — кистью и красками. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, увидев его однажды в Паланге, во время путешествия с оркестром князя Огинского, оно навсегда осталось в его помыслах.
Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов.
Триптих--произведение, состоящее из трёх картин, рисунков и т. п., объединённых одной идеей, темой и сюжетом.
Три её части, составляющие триптих «Соната моря», имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
Запишите в тетрадь название частей триптиха
Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. Одна за другой волны напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Очертания холмистого берега легко потерять — так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Здесь нет борьбы — только жизнь — яркая, бурная, подвижная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.
В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
И наконец, Финал. Стихия разыгралась во всю. Море кипит, беснуется. Огромная волна готова поглотить, искромсать, уничтожить судна. Ещё мгновение, и всё исчезнет. Растворятся и буквы МКC, каким-то чудом появившееся на волне, образованные клочками пены. МКC - это инициалы художника, его подпись под живописными работами - Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… но волна не сможет поглотить эти корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его творения переживут века,творчество Чюрлёниса удивительно миролюбиво и созидательно.
      В то же время М. Чюрлёнис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой «Море».
Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных зарисовках.
                   Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
Твоё бытие бесконечно
Велико, могуче, прекрасно море!
Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и поэзии.
Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью, праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека. Широко и размашисто, ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Настроение скорее радостное, приподнятое. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый марш.

Аллегро (Соната моря), 1908
Анданте (Соната моря), 1908 Финал (Соната моря), 1908
Слушание: Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море».
Задание
Всмотритесь в части триптиха. Прочитай поэтические строки М.Чюрлениса. Послушай фрагмент из поэмы.
Вопросы:
1. Какими средствами композитор передаёт ощущение огромного пространства?
2. Какой части триптиха,по вашему,соответствует музыка?
М.Чюрленис. СИМФОНИЯ МОРЯ (фрагмент)

Обработка видео...


Ромен Роллан был буквально потрясён музыкальной магией картин литовского кудесника.
Французский писатель назвал его первооткрывателем в живописи, нашедшим новый «духовный континент», как Колумб - новые земли.
«Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, - говорит поэт Эдуардас Межелайтис. - Чюрлёнис - философ. Прежде всего, философ, изложивший свои оригинальные взгляды на Вселенную с помощью звуков, контуров, линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается живопись, где кончается живопись и начинается поэзия».
Музыкальность произведений искусства следует искать там, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает всё лишнее, а каждая краска «звучит» по-своему, образуя с другими красками неповторимую гармонию этой картины, только этого эмоционального состояния.
Итог урока:
Итак, мы видим, что музыкальность почти всегда присутствует в значительных произведениях изобразительного искусства. Она может присутствовать за пределами изображения - в том общем настроении картины, которое иногда даже называют музыкальным словом «тональность».
Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства.
Музыкальность произведения искусства следует искать там, где оно стремится к преодолению первоначального хаоса бытия, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает все лишнее, где каждая краска по-своему «звучит», образуя с другими красками собственную неповторимую гармонию только этой картины, только этого эмоционального состояния.
Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.
Вопросы и задания:(письменно)
  1. В каких формах музыка может присутствовать в произведениях изобразительного искусства?
  2. Какие средства художественной выразительности в изобразительном искусстве могут быть в наибольшей степени уподоблены музыкальным?
  3. Почему М. Чюрлёнис своей картине «Соната моря» дал такое название?
Познакомься с композитором.
Музыкальная живопись М.КЧюрлениса.wmv

Обработка видео...

Урок 4

Импрессионизм в музыке и изобразительном искусстве ( учебник стр.140-143)

Запиши тему урока в тетрадь.
Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть много картин или услышать больше прекрасной музыки? Конечно же _Посещать концерты, музеи, или путешествовать.
Разрешите пригласить вас сегодня в путешествие! Как вы думаете в какую страну мы сегодня оправимся? -ответ запишите в тетрадь.
Где же мы с вами оказались?
В Англии, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры. Итак, Лондон– город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Лондона вы знаете?
Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне он увидел прекрасное здание - известный собор Святого Петра, в котором похоронено много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке. Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал какой-то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»
А как думаете вы, какого цвета туман?

Клод Моне

1840- 1926

французсий художник, который не только стал одним из основателей импрессионизма, но и дал название этому направлению живописи. ...
В 1874 году, на выставке,Клод Моне, пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце». Известный в то время критик Леруа зло высмеял художника, назвав его «впечатленщиком». А Клод Моне с художниками – единомышленниками Эдуардом Мане, Камилем Писсаро, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеяв свою очередь признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Так возникло во второй половинеXIXвека в европейском искусстве новое направление. А называется это направление- «импрессионизм» от французского словаImpression- что значит впечатление.

Рассмотри картины художника и ответь на вопросы

Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.
1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является основной?
4) Место действия всех картин?
5) Тематика картин?
Все картины объединяет невероятное ощущение света и цвета. Каждый художник запечатлел на полотне «красоту мига».
Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально - существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности голубого неба. Все это порождало светлую, трепетную живопись.
Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенками.

Клод Дебюсси

1862 - 1917г.г.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени.

Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников. Дебюсси, так же как и все художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»
По окончании слушания ответим на вопросы: (учебник стр 142)
- Какое настроение создает эта музыка? (ответы )
- Изменяется ли оно в произведении? (ответы )
- Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)
Клод Дебюсси - Лунный свет

Обработка видео...

Сюита " Детский уголок"

пьеса " Кукольный кек-уок"

Прочитай в учебнике на стр.143 .что означает название пьесы.
Запиши в тетрадь что послужило поводом создания этого произведения
Прослушай пьесу и ответь на вопрос - Чей портрет создаёт музыка? Какое главное выразительное средство использовал композитор? (при ответах воспользуйся учебником )
Кукольный кэк-уок

Обработка видео...

Домашнее задание

Подготовь небольшое сообщение на тему: Дебюсси и Россия
Найди и запиши названия современных фильмов,в которых звучит Музыка Дебюсси .
оформи таблицей.

Урок 5

Тема: О подвиге,о доблести и славе....

учебник стр.144 -147
Музыка 5 класс Урок 31 О подвигах, о доблести, о славе...

Обработка видео...

Задание к уроку:
- внимательно прослушай материал,
- выпиши имя композитора,
- запиши определения,название произведения,
- выполни тренеровочные задания
В учебнике на стр.145 вопрос 1,2,3 (письменно)

Проектная работа ученицы 8 б класса Шуклиной Вики

Выпишите название песен,которые прозвучали в проекте.
песни военных лет Шуклина

Обработка видео...