Обучаемся сами - 4 класс

Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Тогда вперёд!

1 Урок М.П.Мусоргский "Старый замок"-Запишите в тетрадь.


Запишите в тетрадь

Тема нашего урока СТАРЫЙ ЗАМОК. Так называется одна из десяти пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане

В феврале 1874 года открылась в Петербурге посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана.
Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес:
• Гном
• Старый замок
• Тюильрийский сад
• Быдло
• Балет невылупившихся птенцов
• Два еврея – богатый и бедный
• Лиможский рынок
• Катакомбы
• Избушка на курьих ножках
• Богатырские ворота
При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили
одобрение среди его соратников. Опубликованы они были лишь через пять лет после
смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсаков
-Что же такое – сюита? --
Запишите в тетрадь:
Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес,
объединенных общим замыслом.
В «Картинках с выставки» пьесы - «картины» связываются между собой темой- «Прогулка», которая прозвучала в начале нашего урока. Она изображает проход по галерее и переход от картины к картине. Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает
русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором».
Послушай тему "Прогулки" и ответь( письменно):
- Кого по вашему мнению изобразил композитор?
М.П. Мусоргский "Прогулка" из сюиты "Картинки с выставки"

Обработка видео...

А Мы сегодня с вами отправляемся на Прогулку по страницам фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
И остановимся на одной из пьес сюиты «Старый замок».
Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей
А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?


Запишите в тетрадь : Кто такие Менестрель и Трубадур
Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких
замков. Они пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей.
Часто трубадуру аккомпанировал на виоле или гитаре сопровождающий его менестрель.
Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню».
Послушай пьесу и подумай:
1. Послушайте пьесу, в которой музыка рисует картину старого замка в исполнении на фортепиано?
2. Подумай о чем поёт свою песню бродячий певец – трубадур?
Видеоуроки
Мусоргский Старый замок.flv

Обработка видео...

Давайте побеседуем:

Свои ответы записать в тетрадь
- Как звучит мелодия «Старого замка»? Меняется ли настроение в музыке?
-А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой? Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом? Какими музыкальными средствами выразительности (ритм, темп, мелодия, тембр. регистр : высокий,средний,низкий,   лад: мажор или минор , динамика) композитор доился этого? Как вы думаете о чем нам поведал трубадур ?
-Почему картинка заканчивается громким аккордом ?
- Какое настроение создаёт пьеса? Какой образ хотел создать композитор?
Воспользуйся эпититами ( выбери подходящие) или добавь свои :
Музыка : энергичная, застывшая, танцевальня, лирическая,грустная, звучит призывно, тихая, характер оцепенения, загадочности.медленная, таинственная, звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло, ритмичная,полная жизни и энергии.
Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном фоне звучит грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остаётся без движения, стихает...
Домашнее задание:
Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много- много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет... Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой - замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый?
Прослушай ещё раз пьесу"Старый замок " М.П.Мусоргского и придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по духу, по настроению этой музыке, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку.
Послушай и Разучи Серенаду Трубадура и м\ф " Бременские музыканты"
На этом урок окончен до новых встреч!
Караоке для детей- Песни для детей- Луч Солнца золотого

Обработка видео...

2 урок Тема "Я иду за музыкой Шопена"    Интерактиные уроки

Урок 3

«Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше».(запиши в тетрадь тему урока)

- Сегодня наш урок посвящен самому главному празднику Русской православной церкви – Пасхе Христовой.- - Ребята, а что вы знаете о празднике Пасха? А как по-другому мы называем этот праздник?
- Верно – Светлое Христово Воскресение. Церковь именует его «праздников  праздник», «торжество  из торжеств».
Давайте послушаем с вами видеоматериал . Будьте Внимательны.
Праздников праздник, торжество из торжеств

Обработка видео...


-Ребята,что такое тропарь?
- А кто исполняет тропарь? (мужской,женский или смешанный хор)
- Было ли музыкальное сопровождение у  тропаря? Как называется такое пение?.  
- Подберите слова, которые наиболее точно передают характер тропаря.
- О чем этот тропарь? В чем его смысл? Порассуждай:
- Христос воскрес из мертвых и тем самым показал нам, что умирает только тело человека, а душа его - бессмертна. И от того как жил человек на земле, душа его попадет либо в рай либо в ад.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с.35).
- Кто изображен на иллюстрации?
- Это древняя фреска 8 века. В пасхальном богослужении, кроме тропаря и других песнопений, звучит молитва «Ангел вопиаше». Эта молитва исполняется в храмах только 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения. Молитва была положена на музыку композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым.
В пасхальном Богослужении кроме тропаря  звучит красивая молитва  «Ангел вопияше»  .    Она исполняется в храмах лишь 40 дней – в период от Пасхи до праздника Вознесения. По церковному уставу в другие дни ее исполнять нельзя. Эта молитва  исполняется  как бы от лица ангела, который, обращается  к Богородице, восклицает: «Радуйся!».  Давайте ее  послушаем.
Слушание.
П. Чесноков - «АНГЕЛ ВОПИЯШЕ» / КАПЕЛЛА имени А. Юрлова

Обработка видео...


Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся.
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.…

прочитай перевод молитв
Ангел восклицал Благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых; люди, веселитесь! 
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного

Давайте подумаем

Ребята, а кто исполняет эту молитву? (мужской,женский или смешанный  хор)
- Какая эта мелодия по характеру?
- А какие  слова, вы подберете, чтобы более  точно передать  характер молитвы?  
- Давайте  сравним эти  два песнопения. В чем их сходство и  различие?
- Сравните молитву с древней фреской.
- Для настоящего искусства не существует понятия времени. Фреска была написана в 8 веке, а молитва положена на музыку в 20 веке. В «Евангелии от Иоанна» сказано: «Нет больше той любви, чем положить жизнь свою за други своя…».

Домашнее задание

ответь письменно на вопросы
1.Как называется музыка,которая исполняется в храме?
2.Какое главное песнопение в храме?
3 Что такое а капелла?
4.Что такое фреска? найди информацию самостоятельно)
На этом дорогие ребята и уважаемые родители мы урок заканчиваем.
А я в день Светлой Пасхи желаю вам и вашим близким счастья, гармонии, мира и понимания. Пусть дом наполнится благодатью, а сердце - желанием творить добро, желанием любить и быть любимыми!

Посмотри мультфильм

Христос Воскрес!

Обработка видео...

Чудеса Иисуса

Обработка видео...

Тесты

Урок 4

Тема: «Огонь Памяти»

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыку вдвойне!
В.И. Лебедев-Кумач.
Согласен ли поэт Лебедев-Кумач с высказыванием, что песни на войне надо бросить?
"Бросить песни на войне" однажды посоветовали поэту Василию Лебедеву-Кумачу. Он приехал как политработник в штаб Северного флота, и кто-то из начальников раздраженно сказал ему: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Фраза поэта задела. Он сочинил стихи, которые позже стали текстом песни.
Продолжите фразу: Война – это……
- Да, верно.
Война - страшнее нет слова,
война - жесточе нет слова,
война - печальней нет слова...”
-Мы всё знаем о войне?
- Откуда мы можем о ней узнать?
О войне можно рассказывать по-разному.
А у нас рассказ о войне сегодня пойдет с помощью песен, написанных в период между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.
В годы ВОВ музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности на фронте, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Обработка видео...


Узнать историю песни.( В какой период войны была создана песня).
Вспомните, а сколько продолжалась Великая отечественная война?
В какой период войны могли звучать эти песни?

Каждый год войны рождал все новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песня шла с солдатом в бой, придавала ему новые силы, отвагу, смелость,помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни,она поднимала боевой дух воинов, объединяя их.
Песня давала надежду на победу и возвращение домой.
Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними.

Едут, едут по Берлину наши казаки

Обработка видео...

Задание :
Песни «Священная война» и «Казаки в Берлине»
Определите: в чем сходство, в чем различие?
Сдеай вывод и запиши в тетрадь какую же роль играла песня в годы войны.
Разучи песни:
"День Победы" (песня для разучивания с детьми)

Обработка видео...

"9 мая" (песня для разучивания с детьми)

Обработка видео...