Обучаемся сами - 3 класс

Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Тогда вперёд!

        В музыкальном театре.                      Урок  1   Тема:Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова - запишите в тетрадь

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в музыкальный театр. Но прежде чем мы туда отправимся нам надо вспомнить какие представления проходят в этих театрах. Зачем строили специальные здания для этих представлений и какие музыкальные театры вам известны? - Ответы детей.
А что же такое опера? (........................)
А теперь давайте представим, что вы пришли в театр. И как воспитанные люди мы будем придерживаться этих правил на протяжении всего урока. Договорились?
-Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь
Прочитайте фрагменты сказки:
" Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!"
«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.» (Музыка затихает.)
-  В какую же весеннюю сказку мы попали? Вы совершенно правы сказка "Снегурочка "

Запишите в тетрадь:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844-1908г.-русскийкомпозитор,педагог,дирижёр,общественный деятель,музыкальный критик; участник «Могучей кучки».


Среди его сочинений — 15опер, 3 симфонии,симфоническиепроизведения, инструментальные концерты,кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.


Опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы А. Н. Островского. Либретто - краткое содержание оперы - написал сам Н.А. Римский-Корсаков. -запиши в тетрадь
            Николай Андреевич сильно любил сказки и однажды прочитав одну из них воскликнул «Что за прелесть эти сказки!»   Именно сказки вдохновляли композитора на создание музыкальных произведений.  Н.А.Римского_Корсакова называют композитор сказочник .Особое место среди произведений Римского-Корсакова занимает опера «Снегурочка». Сам композитор любил эту оперу больше всех. Он считал её самой совершенной, лучшим творением.
Сочинял её с огромным увлечением: чтобы написать всю оперу, ему понадобилось всего лишь 2,5 месяца! -«Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью» - признавался сам композитор. «Я сочинял каждый день и целый день…» и назвал свою оперу «Весенней сказкой». 

Содержание

Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, 15 лет прожила в лесной чаще, спрятанная от людских глаз, холодная, нежная и хрупкая томится по теплу человеческого чувства,полюбив людские песни  и, испытав тёплое чувство человеческой любви снегурочка погибает, тает от первых тёплых лучей солнца.А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.
     
Очень ярко композитор изобразил жизнь русского народа с его старинными обычаями,  обрядами, песнями, сказками.
В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц.  Опера начинается оркестровым вступлением - Увертюра
Давайте послушаем внимательно вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и подумаем - Какую картину рисует нам музыка увертюры
"Снегурочка" Н.Римский-Корсаков

Обработка видео...

Ответь на вопросы(письменно):
 1. Какую роль играет в опере увертюра?
2. Что вы услышали? Какая музыка по характеру? (Динамика, темп, мелодия,ритм.лад)
3 Какую картину рисует музыка,какие изоразительные возмоности музыки использует композитор?
4.Сформулируй определение Увертюра - это....
  Отправляемся дальше
Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея.    Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, 15 лет прожила в лесной чаще, спрятанная от людских глаз, холодная, нежная и хрупкая томится по теплу человеческого чувства,полюбив людские песни,просит  разрешения уйти к людям.  
Сейчас мы послушаем первую арию «Снегурочки» «С подругами по ягоды ходить».
Давайте запишим: Ария – сольный номер в опере, который исполняет певец-солист в сопровождении оркестра, в которой герой передаёт свои чувства, переживания, связанные с действием, происходящим на сцене.
После прослушивания ответьте на вопросы:

Снегурочка Галина Королёва

Обработка видео...

Вопросы:
1. О чём поёт девушка?
2. Какое настроение передано в музыке?
3. Близки ли интонации арии народным песням? (здесь много распевов).
4 Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
5 .Какую Снегурочку нам рисует музыка?
6. Меняется ли характер музыки арии? Cколько частей в Арии?
 Посмотрите как художник Васнецов изобразил красками образ Снегурочки? Какие краски использовал художник
- Созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова «Снегурочка»?
" Снегурочка"
Виктор Васнецов

На вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни».
- Чьи же песни влекут Снегурочку?   Совершенно верно: песни Леля.
Образ Леля приобретает у композитора особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство. В песнях пастушка Леля слышит Снегурочка призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.
    Сейчас вы услышите «Песню Леля»
Н.Римский-Корсаков-"СНЕГУРОЧКА"-3-я песня ЛЕЛЯ-ИРИНА АРХИПОВА

Обработка видео...


Н. Римский- Корсаков старался приблизить музыку оперы к изображению народных картин,поэтому вместо Арии Лель исполняет Песни,которые по характеру схожи с народными песнями.Всего в опере 3 Песни .Леля.
- Звучание какого народного инструмента подчёркивает – единение с народным искусством; песня народного характера?
- Выясни, почему партию пастушка Леля в опере исполняет женский голос?
Но Лель не долго поёт свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она начинает понимать, что между ней и людьми существует огромное различие,- ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди. И она решается пойти на отчаянный шаг: пойти к матери-Весне попросить чувство любви, хотя она знает, что если полюбит, то будет уничтожена Ярилой.
      На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.
    Звучит "Сцена таяния Снегурочки" и «Ария Снегурочки»
   
Бэла Руденко 4 акт Ария Снегурочки Act 4 Snow Maiden's Aria Bela Rudenko

Обработка видео...


Ответь на вопросы:
1 Ребята, что вы услышали в арии?Что передаёт настроение музыки? 
2. Какой изображает композитор Снегурочку ,такой же как в начале оперы ? Назови отличия.
3 .Чем заканчивается ? Звучанием какого инструмента изобразил композитор таяние Снегурочки?Снегурочка тает при первых лучах солнца, но она растеряна и в тоже время счастлива " Люблю и таю."Какая чувст истома" Она полюбила,и это погубило её.Но жизнь остановить нельзя за зимой идет весна, весна уступает своё место лету. Дочь Мороза и Весны Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Поразительной красоты музыку написал Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки.
Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле - Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.
     На этом заканчивается опера «Снегурочка».
       В чем же сила оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»?
       Опера показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам.
Задание:
Подберите прилагательные к образу Снегурочки ( письменно)
С-
Н-
Е-
Г- 
У-
Р-
О-
Ч-
К-
А-
Давайте сделаем вывод: В чём заключается скрытый замысел  оперы " Снегурочка" 
Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.

Урок 2

В концертном зале

Жанр инструментального концерта
Послушай материал и запиши определение
- Концерт -это ...
-Назови родину концерта
- приведи примеры (2-3) какие композиторы писали и пишут в жанре концерта
-Из скольки частей сотоит концерт
что такое концерт

Обработка видео...

Пройди интерактивный урок

Запиши в тетрадь с каким композитором познокомились.

Выполни проверочное задание.


 
Тесты

Урок 3

Светлый праздник. Пасха.

Пасха  — главный религиозный праздник в христианстве.  Во всем мире верующие празднуют воскрешение Божьего Сына Иисуса Христа. История праздника насчитывает более 2000 лет.
Посмотрите сюжет,который расскажет вам об истории этого торжественного праздника.
ПАСХА - ЧТО ЭТО ЗА ПРАЗДНИК?

Обработка видео...


А что вы знаете о традициях русской Пасхи?
Правильно: Готовят Пасхальные блюда: кулич и крашеные яйца. Обмениваются Пасхальными (крашеными) яичками с близкими, знакомыми, друзьями.
-С давних пор Пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой Пасхальный подарок. В царской России в Пасхальные дни состоятельные люди старались порадовать заключённых в темницах, детей-сирот, одиноких стариков.
Во время Первой мировой войны были образованы благотворительные комиссии в помощь и поддержку солдатам на фронтах и раненым воинам. «Красное яичко - фронту» - под таким девизом собирались и отправлялись на фронт Пасхальные подарки с бельём, продуктами питания, мылом и другими вещами, необходимыми в армии. Всё это - традиционная в России Пасхальная благотворительность.
- Что означает слово «благотворительность»?
-Благотворительность - это помощь нуждающимся, лечение бедных больных, воспитание сирот и бесприютных детей.
- Примеров благотворительности можно привести много. Пасха на Руси отмечалась не только молитвой и праздничным столом, но и добрыми делами, щедрой благотворительностью -  таков Пасхальный обычай.
Какие же ещё существуют традиции?
-Звонят колокола; люди ходят в церковь на службу; дети ходят по домам с особыми песнями.
Почти повсеместно в первый день Пасхи дома в селении обходили дети («волочебный обход»), с пением под окнами «волочебных» песен. Деревенские ребятишки собирались по 10-20 человек, поздравляли хозяев: «Христос воскрес!», те отвечали: «Воистину воскрес!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, сладостями. Не одарить ребятишек казалось зазорным, хозяева ждали «волочебников», как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства. Угощение выносили во двор или подавали через окно.
Послушай песню,можешь найти её в интернете и разучить.
Он Воскрес | AdelinaSong cover

Обработка видео...

Посмотри мультфильм

Иисус воскресе - Мультфильм для детей

Обработка видео...

Домашнее задание:

Ответь на вопросы (письменно):
-Что обозначае слово - КРАШЕНКА?
Писанками называли- ....закончи предложение.
- Какие пасхальные яйца называли - ТРАПОНКОЙ?
Запиши в тетрадь символы пасхи и что они обозначают.
На этом дорогие ребята и уважаемые родители мы урок заканчиваем.
А я в эту Пасхальную неделю желаю вам и вашим близким счастья, гармонии, мира и понимания. Пусть дом наполнится благодатью, а сердце - желанием творить добро, желанием любить и быть любимыми!

Урок 4

Тема :Мир Л. Бетховена, выявление особенностей музыкального языка композитора

Просмотри видеоурок и выполни творческое задание.
Мир Л Бетховена выявление особенностей музыкального языка композитора

Обработка видео...

задание

-Как называетс самая известная песня Бетховена? О чем она рассказывает и какое настроение музыки?
- Нарисовать иллюстрацию к этой песне .
- Какие произведения прозвучали в уроке ( названия)
Просмотри следующий сюжет и узнай как глухой Л.Бетховен слышал музыку
Как слышал музыку глухой Л.В. Бетховен.

Обработка видео...

Урок 5

Тема : Музыка в жизни человека -Великая Отечественная война..

Кто  сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
музыку вдвойне!
Цель нашего урока – определить значение музыки в годы Великой Отечественной войны.
Как вы считаете – имела ли какое -то значение в годы войны музыка? Какое? Почему?
прослушайте материал и ответьте на вопросы.
-Какие главные слова этой песни? Почему?
Священная война Елена Ваенга With lyrics

Обработка видео...


Прозвучала песня «Священная война», авторы песни- композитор Александров и поэт Лебедев-Кумач.
В то время наша страна действительно была огромна – СССР –союз советских социалистических республик, она включала в себя 15 союзных республик и Россию. Фашисты хотели захватить нашу страну, уничтожить население и получить доступ к огромным ресурсам! И вся страна, все люди встали на защиту. Все – и старики и дети. Артисты и музыканты тоже рвались на фронт, чтобы внести свой вклад в победу. Тогда были организованы бригады, которые приезжали на передовую и устраивали концерты с музыкой, песнями, танцами.
Как вы думаете – какое воздействие оказывали на бойцов такие концерты?
Скажите, а пели ли песни сами бойцы, слушали ли музыку во время отдыха?
Конечно, пели и слушали! Вспоминая дом, семью, родные места.
А вы знаете какую-нибудь военную песню? Например «Катюшу»? Действительно, наверное, каждый знает эту песню. Она была написана до войны. Авторы - композитор Блантер, и поэт Пляцковский.
Эта песня любима всеми, а в годы войны – особенно. У Итальянских партизан она была гимном, а когда появился реактивный миномет, которого очень боялись фашисты, ведь у них еще не было такого грозного оружия, бойцы назвали его ласково – «Катюша»
Я предлагаю вам сейчас исполнить эту песню вместе с сестрами Толмачевыми.
сестры Толмачевы - Катюша

Обработка видео...


Удивительно, но ее любят не только в нашей стране, но и за рубежом! В Японии, в Токио есть клуб любителей русской песни, который называется «Катюша», и там исполняют ее на японском языке. А в Китае – на китайском! Хотите послушать «Катюшу» на китайском языке?
Видео военного парада китайских девушек.
Катюша на китайском параде

Обработка видео...

Сделаем вывод

Так имела ли музыка значение во время войны? Какое? Сумели мы определить значение музыки во время Великой отечественной войны?
Вывод – В годы ВОВ, музыка имела очень важное значение – она укрепляла боевой дух, вселяла уверенность в победе, снимала напряжение и поднимала настроение.
Разучи песню: "Все о той Весне:
«О той весне». Видеоклип. Полная версия

Обработка видео...

2 куплет

В лихом бою , в чужом краю
Пусть берегут Любовь и вера,
Чтоб больше их пришло живых –
И рядовых, И офицеров.
Придут весной, как прадед мой,
И в дом родной откроют двери.
Я помню свет далёких лет.
В свою страну я буду верить!
Припев: И все о той весне…

О той Весне

1 куплет

Кино идет – Воюет взвод.
Далёкий год На пленке старой.
Нелегкий путь – Ещё чуть-чуть
И догорят Войны пожары.
Счастливый май!. Любимый край,
Своих солдат Встречай скорее!
От ран, обид Земля дрожит.
Теплом души Ее согреем!
Припев: И все о той весне Увидел я во сне.
Пришел рассвет и миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны домой вернулся!.